Фондовый рынок чрезвычайно чутко реагирует на любые изменения, но импульсивнее всего на любую неопределенность и, особенно, непредсказуемость, грозящую ухудшением общеэкономического климата и появлением новых политических рисков и обострением международных конфронтаций.
Частично такая реакция может показаться парадоксальной, потому что свежие опубликованные данные по занятости в стране оказались лучше ожидаемых. Однако, приветствуя этот дополнительный прирост, представители Федерального Резерва дали понять, что при сохранении такой динамики поднимут ставку рефинансирования раньше запланированного срока и, что может ещё существенней, прекратят программу «Количественного смягчения».
Это, в свою очередь, ограничит прирост денежной массы и, соответственно, сократит объем грядущих рыночных спекуляций. Поэтому многие игроки на бирже приуныли, что и отразилось на фондовых показателях.
Между тем, нельзя не отметить, что президент страны Барак Обама произнёс очередную речь. Поскольку достижений у администрации в последние месяцы не наблюдалось, то сама возможность довести до сведения избирателей, что экономика продолжает идти на поправку, конечно, ни за что не могла быть упущена.
Итак, в среду в Канзасе глава исполнительной власти с энтузиазмом сообщил, что во втором квартале экономика дала прирост в целых 4 процента. И что безработица в очередной раз, шестой месяц подряд, снизилась.
На этот раз на двести тысяч человек. Президент привёл конкретные примеры и, излучая осторожный оптимизм, в очередной раз заявил, что за время его президентства основные экономические показатели улучшились. В то же время, в недавних интервью он вынужден был признать, что средний семейный доход за последние 6 лет не увеличился.
А следовательно, не улучшилась и потребительская активность американцев, от которой зависит до 70% всей экономики страны.
В целом очередная речь Обамы, счёт которым давно потерян, мало кого воодушевила. И уж точно никак не повлияла на настроение биржевых операторов.
Нервничающие инвесторы наблюдали, как Израиль интенсифицировал свои наземные операции в Палестине, делая главный нефтедобывающий регион планеты ещё более взрывоопасным, в то же время прикидывая, как последний набор санкций, введенных США и Евросоюзом против российского участия в военно-политическом конфликте на территории Украины, может повлиять на бизнес и торговлю в глобальном масштабе.
Крупнейшая в мире компания Exxon Mobil, имеющая многомиллиардные партнерские отношения с “Роснефтью”, контролируемой российским государством, не смогла предотвратить 4%-ного падения своих акций.
Усугубились опасения инвесторов по поводу ещё большего ослабления и повышения рисков оперирования на европейских кредитных рынках при отсутствии уверенности, что дальнейшее стимулирование со стороны Европейского центрального банка будет продолжено. Основные общеевропейские биржевые индексы снизились соответственно на 1,7% и 4,3% процента в течение июля месяца.
Становится всё более тревожной ситуация с долгами второго по величине банка Португалии Banco Espirito Santo SA, чистый убыток которого во втором квартале составил более четырёх с половиной миллиардов долларов. В тот же день крупнейшее рейтинговое агенство Standard & Poor’s понизило кредитный рейтинг Аргентины в связи с техническим дефолтом этой страны, что вывело всю ситуацию на новый уровень неопределенности.
Масла в огонь подлило заявление Международной ассоциации новейших финан-совых инструментов, которая обратилась к держателям кредитно-дефолтных свопов, связанных с суверенным долгом Аргентины, с требованием незамедлительно погасить задолженность.
Тем не менее, последний долговой кризис в Аргентине совсем не похож на обвал, происшедший в этой стране в 2002 году, когда рухнувшая экономика погребла под собой правительство, всю финансовую и банковскую систему и когда миллионы аргентинцев потеряли свои рабочие места. На этот раз правительство выглядит достаточно устойчивым и объём неурегулированного долга далеко не столь значителен.
Итак, новые экономические данные, опубликованные Министерством труда Со-единенных Штатов на прошедшей неделе, были в основном положительными. Однако биржа и большинство потребителей в США не спешат пока обольщаться.