Десять лет назад, корреспондент “ВНС”, работавший тогда в Нью-Йорке на одном из русскоязычных телевизионных каналов, брал интервью у олимпийского чемпиона-1988 Игоря Склярова. Тогда чемпионы мира и победители Олимпиад из России с удовольствием ехали на работу в Штаты - Америка любила и любит звездные имена, но в большей степени это касалось и касается хоккеистов, баскетболистов и фигуристов, гимнастов и пловцов.
На фоне многочисленной группы представителей этих видов спорта Скляров, который был чуть ли не единственным футболистом из России, оказавшимся в Штатах, смотрелся немного “сиротливо”. Естественно, разговор шел не только о его жизни в США, но и перспективах футбола в этой стране.
Ответ олимпийского чемпиона был неожиданным: “Популярность футбола в Америке растет, как на дрожжах. И через пять лет и матчи Лиги чемпионов, и чемпионата Европы, не говоря уже про мировое первенство, можно будет спокойно смотреть не только во всех барах и пабах, но и дома на основных каналах. А через 10 лет Америка реально заболеет футболом!”
Тогда, в 2004 году, журналист не очень сильно поверил своему оппоненту, так был полон настоящего пессимизма об этих самых перспективах - смотреть матчи Лиги чемпионов в Америке было практически невозможно, а только что завершившийся чемпионат Европы можно было наблюдать только на специализированных и платных каналах. Однако выяснилось, что олимпийский чемпион Игорь Скляров был абсолютно прав - футбол действительно серьезно вступил на американскую землю и начал завоевывать телевизионные трансляции и сердца болельщиков.
Ты помнишь, как все начиналось?
Конечно, футбол в Штатах существовал давно, но серьезно и профессионально им особо никто не занимался. Более того, чтобы не путать его с видом спорта номер один - американским футболом, европейскому собрату дали другое имя - соккер. Первый раз в США решили популяризировать соккер в начале 70-х. Причем взялись за него лихо и без разгона. Учредили лигу, организовали десяток команд, соблазнили и привезли в Америку практически всех стареющих мировых суперзвезд - Пеле, Беккенбауэра, Кройффа, Киналью и прочих.
Однако выяснилось, что толком организовать эту игру сложнее, чем, например, построить торговый центр в пустыне или даже город. Америка с ее американским максимализмом (работать - так по полной, отдыхать - так на полную катушку) не приняла это зрелище. Да и зрелища особого не было - на многих матчах этой лиги комментаторы не комментировали происходящее на поле, а рассказывали зрителям на стадионе правила игры!
Во второй раз США организовали профессиональную Лигу по случаю домашнего Чемпионата мира в 1994. Изначально тот Чемпионат воспринимался в Америке как некий аттракцион, удачный бизнес-проект, но уж никак не стартовая площадка для новой Лиги.
Однако те, кто пробивал новую Лигу были уверены, что делают правильное и нужное дело. Хотя вначале это все-таки был бизнес-проект, так как все понимали, что отсутствие в Америке самого популярного вида спорта в мире - это более чем нонсенс. А бизнесмены такие нонсенсы не воспринимают.
Первые 15 лет новая Лига - MLS (Major League Soccer) пыталась решать футбольные проблемы по-американски, особо не обращая внимание на европейский опыт. Чего скажем стоили придуманные специально для Лиги овертаймы с “золотыми голами” или послематчевые буллиты. Однако потом, поняв, что “велосипед” придумать необязательно и это, между прочим, весьма затратно, от всех этих глупостей постепенно отказались. И начали внимательно изучать европейский опыт. Прежде всего английский, и переносить его на родную землю, учитывая, естественно, местные американские реалии.
Так, например, при весьма жестком потолке зарплат MLS ввела квоту на роскошь для тех команд, которые могут себе ее позволить. И в результате в Лигу поехали футболисты высокого класса - англичане Робби Кин, Джермейн Дефо, Райт-Филлипс, француз Тьерри Анри, бразильцы Жулио Сезар и Кака. И конечно, Дэвид Бекхэм.
Бэкс, и не только
Принято считать, что рост популярности футбола в Штатах скакнул вверх с переходом Дэвида Бекхэма в “Лос-Анджелес Гэлакси” в 2007 году. Но это справедливо лишь отчасти. Скорее Бэкс подготовил почву к закладке фундамента хорошего, крепко стоящего на ногах дома под названием “Футбол в Америке”. Реклама, которая сопровождала появление "Спайс"-боя в Америке, напоминала рекламную кампанию по раскрутке Элвиса. Лицо Дэвида можно было увидеть буквально везде, от огромных бил-болдеров на стенах домов до маленьких карточек, которые были разброшены по столам в провинциальных пивных барах.
Надо сказать, что Бэкс идеально воспользовался этой шумихой - по условиям контракта, который он подписал семь лет назад, он может выкупить франшизу для нового клуба всего за 25 млн долларов! Всем остальным желающим стать владельцем футбольного клуба придется заплатить в четыре раза больше.
В то же время наивно было думать, что с появлением Бэкса футбол-соккер сможет подвинуть в сердцах и умах американцев таких монстров, как бейсбол, баскетбол и свой родной американский футбол. Например, финал MLS-2013 хоть и собрал рекордную для себя аудиторию - 550 000 зрителей, но это было меньше, чем аудитория, которая смотрела решающий матч женской НБА.
Доходы Лиги от продажи телеправ тоже оставались на прежнем уровне - 19 клубов делили 18 млн долларов за год. Скромновато, особенно по сравнению с 250 млн долларов, которые заплатит телеканал NBC за три сезона английской Премьер-лиги. И теперь телезрители могут смотреть шесть прямых трансляций английского первенства в неделю.
В то же время Дэвид помог привлечь зрителей на домашние матчи “Гэлакси” и увеличил так называемую “дорожную посещаемость” (“Лос-Анджелес” первенствовал по количеству болельщиков на гостевых встречах). С другой стороны, после того, как Бэкс уехал в Париж и завершил карьеру, интерес к соккеру в США не уменьшился. Более того, пожар, который раздул Дэвид, попал на хорошую почву.
В 2007 году, когда Бекхэм приехал в Штаты, в MLS играли 12 клубов, сейчас их - 19. Более того, Лига из чисто американской стала международной - в нее вписались три канадские команды. Причем из таких городов - Монреаль, Торонто и Ванкувер, где, казалось, кроме хоккея народ ничего не интересует.
В следующем 2015 сезоне их будет еще больше, так присоединится новый проект шейха Мансура под названием “Нью-Йорк Сити” с уже подписанным знаменитым нападающим Давидом Вильей. А через два года в борьбу за чемпионство вступит и клуб из Майами, который там уже организовывает сам Бекхэм.
То, что интерес к футболу-соккеру в Америке растет, говорит еще и тот факт, что растут зарплаты игроков. Клинт Демпси из Сиэттла получает 6,7 миллиона долларов в год, Майкл Бредли и Джермейн Дефо из Торонто - более 6 миллионов каждый.
Не все хоккеисты “Торонто Мэйпл Ливз”, самого богатого клуба НХЛ, имеют такие шикарные зарплаты. Конечно, такие деньги имеют только элитные футболисты - всего 12 игроков зарабатывают больше миллиона долларов в год, но и средняя зарплата остальных игроков - 207 000 долларов медленно, но верно ползет вверх.
Учитывая футбольный бум в стране, MLS быстро переподписало контракт с ESPN, и по новому соглашению будет получать теперь не жалкие 19 миллионов, а полновесные 80! Конечно, до англичан еще далековато, но ведь и Рим не сразу строился.
Тем более, что по итогам прошедшего сезона по средней посещаемости - 18 807 зрителей, MLS занимает высочайшее восьмое место в мире после европейской топ-5 (Англия, Германия, Испания, Италия и Франция), Мексики и Голландии. Кстати, Россия занимает в этом списке 15-е место - у нее посещаемость 13 180 человек на матче.
О возросшей популярности Лиги в частности, и футбола вообще, говорит еще и тот факт, что традицией стал и прием в Белом доме в честь обладателей Кубка MLS. Сын великого британского футболиста Кенни Далглиша Пол, который играл в MLS еще до Бекхэма, а теперь работает вторым тренером “Реала” из Солт-лейк-сити, в интервью “Daily Mail” рассказал, что буквально все вокруг знают о матчах национальной сборной: “Моя жена - американка, она не интересуется MLS, хотя я там работаю, но она точно знает, когда наши играют против Португалии”.
Сборная добавила жару!
За последние 24 года сборная Соединенных Штатов семь раз участвовала в мировых чемпионатах и четыре раза играла в матчах плей-офф. Всего восемь стран из всего футбольного мира на этом отрезке имеют такой же показатель или еще лучше.
Причем в этом списке нет таких грандов, как Франция и Португалия. Неизменно на этой стадии за последние семь турниров обнаруживались только три команды - Бразилия, Германия и Мексика. И это тоже достижение американского футбола-соккера.
Конечно, все надеялись на то, что сборная в Бразилии сможет порадовать своих поклонников, но никто и предположить не мог, что выступление американской сборной вызовет такой интерес публики и настоящий телебум. Игры сборной США на ЧМ-2014 показывали фантастически-рекордные рейтинги.
Десятки тысяч американцев ринулись в Бразилию посмотреть матчи вживую, и только хозяева мундиаля купили больше билетов, чем болельщики “звездно-полосатых”, на счету которых более 200 000 заветных квитков. Это больше, чем купили чилийцы, аргентинцы и колумбийцы вместе взятые.
Интерес к команде был таков, что перед Чемпионатом мира четыре первых страницы “NY Times” были посвящены решению Юргена Клинсманна не включать Лэндона Донована в состав команды. Крупнейшие газеты страны - “Chicago Sun”, “Washington Post”, “NY Post” и “USA Today” посвящали свои передовицы и до, и после каждого матча команды на Чемпионате мира.
А такие знаменитости, как ЛеБрон Джеймс, Рианна, Джастин Тимберлейк в соцсетях регулярно отзывались на успехи команды Клинсманна. Джеймс - лучший баскетболист мира, и одно из самых узнаваемых лиц в мире спорта, отложил подписание своего нового контракта до окончания Чемпионата, а пока скромно на своем сайте вел онлайн-трансляцию матча против Ганы.
4,9 млн раз упоминалось в “Твиттере” словосочетание “USA-Porto”. Серена Уильямс, ЛеБрон Джеймс и Кобе Брайант снимались в футбольной рекламе, а политики считали обязательным засветиться на фоне футбольных трансляций: вице-президент США Джо Байден посетил матч против Ганы, а президент Барак Обама смотрел игру с немцами на борту №1.
Мимо такой популярности не мог пройти и бизнес - среди спортивных симуляторов, проданных на территории США в 2013 году, “FIFA 14” уступила только “NBA 2K14” и культовой “Madden NFL 25”. А футбольно-соккерные маркетологи теперь с восторгом заявляют, что среди американцев от 18 до 24 лет самым популярным видом спорта без вариантов остается американский футбол. Далее с небольшими отрывами: бейсбол, баскетбол и выскочивший на четвертое место соккер.
Похоже, что буквально на наших глазах Америка из футбольной Золушки превращается в футбольную империю. По крайне мере, в это очень хочется верить. Ну, не случайно же Америка думает о Чемпионате мира 2026 года!